Преступность несовершеннолетних имеет ряд специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой. Одной из основных особенностей, это возраст: подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический.
Подростковый возраст - это, прежде всего, возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения.
Подростковый возраст – это продолжение первичной социализации. Практически все дети этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Разница лишь в том, что появляются подростковое чувство взрослости, постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности, равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение.
Следующая особенность переходного возраста - сильная душевная ранимость.
Правонарушения совершаются несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы.
Правонарушения несовершеннолетних это результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семьи, компании сверстников).
Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную наклонность.
Проблему преступности несовершеннолетних нельзя оставлять без внимания. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества.
Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее.
Принудительные меры воздействия на подростка не являются самыми эффективными. Необходимо постараться заинтересовать подростка, направить его энергию в нужное русло.
Таким образом, только при тесном взаимодействии родителей с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возможно, решение данной проблемы.